ОАО Гродноавтосервис

Официальный дилер Volkswagen
тел 80152 75 74 00

Лазерная сварка кузовов Volkswagen и Skoda в Калуге.

«Вкладывайте в технологии!», - вещает реклама, акцентируя внимания на достоинствах лазерной сварки. Так в чём они заключаются и существуют ли? Для поиска ответов на вопросы отправимся на завод Volkswagen, находящийся в городе Калуга, где происходит сборка автомобилей Polo Sedan и новенького Tiguan.

Непонятные элементы на фото напоминают иероглифы на древних письменах, но это не так. На самом деле это тонкие срезы с кузовного шва, которые закреплены на пластиковой шайбе - так легче рассматривать их под микроскопом. Приглядевшись вы увидите, что детали кузовного проката имеют стальной цвет, а медь – жёлтый. Но где же следы сварки?

Специалисты знает, что сварить кузов машины сплошным швом нет возможности, т.к. при сильном нагреве металла возникает коробление. Поэтому сварка происходит по точечному методу. К примеру, стык крыши с боковинами промазывают мастикой-герметиком и прикрывают декоративными накладками. Однако Фольксваген отказался от традиционного точечного метода и использует более оригинальный метод, который носит название – лазерная пайка. Лучом лазера нагревают лишь стальные листы, не доводя их до температуры плавления, и соединяют их расплавленной с помощью лазера медной проволокой.

Крыша фиксируется клеем на боковинах, которые приварены к основанию, далее кузов будущего автомобиля отправляют в камеру, где производиться пайка. Процесс пайки автоматизирован. В камере находится источник излучения, по которому по 3 световодам лазерные лучи попадают в головку сварочно-лазерного аппарата. Затем внутри головки лучи собираются воедино и под углом в 90 градусов сосредотачиваются на место соединения деталей. С помощью той же лазерной головке производится автоматическая подача медной проволоки к месту сосредоточения. Обеспечение плавного движения вдоль места стыка производится с помощью универсального промышленного робота фирмы Fanuc или Kuka, на котором и закреплена лазерная головка.

За некоторое время до покраски кузова шов отшлифовывают. Механическая обработка позволяет получить гладкий шов, который можно не грунтовать и не шпаклевать перед покраской. На зарубежных завод так и поступают. Однако, калужский завод учитывает жёсткие условия эксплуатации, поэтому переде покраской на кузов автомобиля наносится тонкий слой герметика.

Достоинства технологии лазерной сварки:

1. крыша имеет ровную форму без объёмных сточных желобов и пластиковых накладок.

2. швы получаются сплошными и герметичными, что повышает надёжность и коррозионную стойкость соединений. Отсюда имеем высокую жёсткость кузова, которая влияет на хорошую управляемость и пассивную/активную безопасность автомобиля.

3. крой стальных листов более простой для мест сопряжения.

4. скорость соединения деталей – высокая.

5. общее число точек сварки уменьшается.

6. масса кузова снижается.

Калужский автомобильный завод применяет лазерную пайку для выпуска автомобилей всех модельных рядов Volkswagen и Skoda. У внедорожника Tiguan всех поколений паяные швы также присутствуют и в обрамлении проёма 5 двери на местах соединения боковины со сточными желобами задних стоек.

Не только пайка, но и сварка производиться лазером. При сварке лазером медная проволока не нужна, т.к. производиться разогрев стальных деталей до температуры плавления. Головка лазера, прикреплённая к универсальному промышленному роботу, сплошных швов не производит. Если сравнивать результаты сварки с пунктиром, то классическая сварка – это точечный пунктир, а вот лазерная – штриховой. Лазерный шов отличается более прочным соединением деталей. Такой вид сварки применяется в передних и задних проёмах дверей кроссовера Тигуан.

Компания Volkswagen не единственный кто применяет лазерную сварку в производстве кузовов. К примеру данную технологию используют при создании кабриолета Volvo С70. Достоинство Volkswagen в том, что он применяет лазерную технологию для производства массовых автомобилей. Разве может сравниться по объёму выпуска кабриолет с малолитражками Volkswagen Polo или Skoda Rapid?!

Недостатком лазерной технологии является её чисто заводская технология, которую нельзя воспроизвести в условиях автосервиса. При необходимости замены детали кузова на автосервисе используются только традиционные методы как в проёмах дверей, так и на крыше. При этом после покраски сварочный шов, произведённый по традиционной технологии, должен выглядеть эстетичным, как и лазерный. Однако, при покупке автомобиля побывавшего в эксплуатации легко определить побывала ли машины в серьёзной аварии (если имеешь представление о том как выглядят лазерные швы).

Технологическим нюансом пайки является то, что на данный период времени она применяется только на относительно ровных швах. Но сплошные швы не везде нужны. При нагрузках определённых видов пунктирный шов сохранится, а вот сплошной может лопнуть. Следовательно, будущее состоит из разнообразия способов соединения из сочетания традиционных и передовых технологий.